«Во глубине сибирских руд» – произведение А. С. Пушкина, тесно связанное с русской историей, общественным движением декабристов первой половины ХІХ века. Оно изучается школьниками в 9 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Во глубине сибирских руд» по плану.
История создания
Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, борьбы за неё. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почётное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском.
В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.
В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он отправляет им письма со стихами.
Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.
Тема
В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на то, что труд был ненапрасный. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье, даже когда он находится в «темнице».
Лирический герой стихотворения обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресаты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд».
Он уверен, что действия и помыслы заточённых обязательно дадут свои плоды.
Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдёт их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество
». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут
», освобожденные снова смогут бороться за права, причём уже с поддержкой «братьев
», которые были на свободе.
Композиция
Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырёх катренов, которые продолжают содержание друг друга.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использует разные виды рифмовки: перекрёстную АВАВ и кольцевую АВВА. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.
Жанр
Жанр анализируемого произведения – послание, так как автор адресует свои слова другим людям.
Средства выразительности
Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить его переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.
Больше всего в тексте метафор: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье»
, «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа».
При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд»
, «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие»
.
Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».
В некоторых строфах используется аллитерация, например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».