Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе. Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.
История создания
Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.
Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.
Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.
Тема стихотворения
В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.
Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.
Важная деталь – это её молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.
Композиция
Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.
Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.
Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.
Жанр
Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.
Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень чёткий ритмический рисунок. Он создается чередованием трёх- и чётырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.
Средства выразительности
Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:
- Эпитеты – “
крестьянка молодая
“, “сестра родная
“. - Метафора –
“бич свистал, играя”
.
Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.
Предыдущая