Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Предлагаем краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.
История создания
Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его ещё ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.
Тема
Тема стихотворения совпадает с идеей художника: на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Её красота вписывается в окружающее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх частей.
В первой части описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг неё – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит”
.
Во второй части описывается Аленушка. На её голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел”
, она в синем платье – “тополиный пух на платье синем”
.
В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда”
. Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведёт – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение.
Средства выразительности
А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Мертва вода”
, “И цветёт дурман-цветком багульник”
, “Солнце… золотые обручи кладёт”
.
Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”
, “И тропинка к берегу ведёт”
, “Солнце щедро на воду… обручи кладёт”
; эпитеты:“Пруд заглохший”
, “милая Аленушка”, “золотые обручи”.
Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил картине не только красок, но и оживил её звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды (“В ней тростник качается, шумит”
– повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт”
.