Стихотворение “Приход весны” – это вольный перевод прекрасного произведения немецкого поэта Людвига Уланда. Краткий анализ “Приход весны” по плану поможет ученикам 7 класса понять, почему поэт выбрал именно это произведение. Использовать его на уроке литературы можно и как основной, и как дополнительный материал.
История создания
История создания этого стихотворения тесно связана с переводческой деятельностью Жуковского и его увлечением творчеством немецких поэтов. “Приход весны” является вольным переводом произведения немецкого поэта Людвига Уланда, который был популярен в XIX веке. Жуковский сделал перевод в 1832 году, однако напечатаны плоды его трудов были только сорок лет спустя в журнале “Русский архив”, где публиковались в конце XIX века литературные произведения и исторические зарисовки.
Тема
Жуковский в своём произведении мастерски передаёт эмоции лирического героя, наблюдающего за пробуждением природы. Также в стихотворении прослеживается и тема Родины – несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт показывает те признаки пробуждения природы, которые характерны для России.
Композиция
Несмотря на то, что в стихотворении всего 6 строк, он композиционно делится на две части.
Первая погружает читателя в весеннюю атмосферу – кажется, что при прочтении трёх простых строчек можно почувствовать свежесть зелени нивы и рощи и услышать лепет жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и ёмким.
Вторая часть произведения передает эмоции лирического героя, который наблюдает за пробуждением новой жизни с особым сердечным трепетом. Он использует популярное среди писателей XIX века сравнение, называя весеннее время периодом “жизни души”
. Эта метафора ярко показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.
Поэт также умышленно использовал четырёхстопный хорей – этот стихотворный размер придаёт произведению особый ритм и мелодичность, которые вообще свойственны лирике Жуковского. С той же целью поэт чередует мужскую и женскую рифму, меняет типы рифмовки.
Жанр
Это лирическое стихотворение. Такой жанр идеально подходит для идеи, которую выразил Жуковский – о тесной связи эмоционального состояния человека с состоянием окружающего его мира. Именно пейзажные зарисовки составляют значительную часть творческого наследия этого великого русского поэта.
Средства выразительности
Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удаётся создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своём месте. Об особой роли метафоры “жизнь души”
уже было сказано выше, но своё предназначение есть и у каждого тропа.
Так, эпитет “тёплый дождь”
использован, чтобы подчеркнуть, что речь идёт именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они тёплые.
Ещё одна метафора – “лепет рощи”
– показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребёнку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.