Пребывание в Царскосельском лицее было знаковым временем для становления молодого Пушкина как поэта и как личности. Он посвятил ему много стихов, первое из которых – “Воспоминания в Царском Селе”. Краткий анализ “Воспоминание в Царском Селе” по плану поможет ученикам 4 класса понять чувства и мысли молодого стихотворца. Анализ можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.
История создания
Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил своё творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.
Тема
Основная тема этого произведение – величие России и военные подвиги её народа. Очевидно, что такой патриотический порыв продиктован недавним окончанием Отечественной войны 1812 года, чьи отголоски ещё слышались, в том числе и в Царском Селе.
Но есть и вторая тема, которой Пушкин также уделяет внимание – это роль поэта в обществе, ведь, по мнению молодого творца, именно поэзия вдохновляет людей на подвиги, в том числе ратные.
Композиция
У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учёбы стало для него по-настоящему родным местом.
Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечёт Чесменская колонна, посвящённая одной из самых значимых побед за всю русско-турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящён другому важному событию – победе при Кагуле.
Наконец, третья часть стихотворения – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и всё произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.
Жанр
Поскольку молодой поэт работал ещё в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма, соединяет в себе черты классической оды и элегии. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.
Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.
Средства выразительности
Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:
- Эпитеты –
“в безмолвной тишине”, “бисерной рекой”, “времена златые”, “прекрасный Царскосельский сад”
. - Метафоры –
“земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия”
. - Олицетворения –
“чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись”
.
С помощью этих тропов он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьёзный настрой.
Предыдущая