Стихотворение «Вечер» Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Она построена в виде размышлений лирического героя о смысле бытия и предназначении человека. Краткий анализ «Вечер» поможет больше узнать о формальных и смысловых особенностях этого произведения.
История создания
В. А. Жуковский написал стихотворение «Вечер» в 1806 году. Тогда он, окончив Московский пансион, находился на родине, в селе Мишенском Белёвского уезда Тульской губернии. Картины природы, которые В. А. Жуковский видел в этом селе, подталкивали поэта на создание романтической элегии.
Тема
В. А. Жуковский в своём стихотворении раскрывает тему человека и природы. Поэт описывает красоту пейзажа, попутно повествуя о скоротечности жизни человека. В этом заключается краткое содержание произведения: В. А. Жуковский с помощью пейзажных зарисовок размышляет о течении человеческой жизни, о смысле бытия в целом.
Композиция
Композиция «Вечера» не отличается своей сложностью. Всего насчитывается 23 строфы по четыре строки в каждой. Стихотворение «Вечер» по смыслу можно поделить на три части, первая из которых описывает картины вечерней природы. Вторая часть посвящена размышлениям лирического героя, его воспоминаниям о прошлой жизни. Здесь лирический герой обращается к музе и приходит к выводу: “петь есть мой удел”, то есть поднимается и тема поэта и поэзии. Третья часть представляет собой грустное размышления о своей судьбе, а также о судьбе поэта в мире.
Жанр
«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Размышления лирического героя передаются от первого лица, что показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.
Стихотворный размер
– шестистопный ямб, последняя строка каждой строфы несколько короче, написана четырёхстопным ямбом; рифмовка перекрёстная АВАВ; рифмы чередуются мужские и женские.
Элегия создана в начале XIX века, поэтому написана по классическим канонам романтической поэзии: стройная композиция, поэтическая лексика, точное соблюдение размера и рифмовки. Стихотворение длинное, поэтому приведём лишь часть художественных средств выразительности.
Метафоры общепоэтические (в зеркале воды, дней весна), а также авторские – струя угасает с потухшим небом, слит с прохладою растений фимиам, плод невинности сердечной, стенанье филомелы, иссякнули всех радостей струи и др.
Олицетворения – рощи спят, солнце блеск разливает, лик луны встаёт из-за холмов.
Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из юных роз, златые холмы, согласно рассекают, задумчивых небес и др.
Для современного читателя необычен язык произведения романтической поэзии. Здесь много устаревших слов: струги (лодки), оратаи (пахари), фимиам (благовоние), петел (петух), дерзнем (отважимся), стезя (тропа) – и устаревших грамматических форм: виющийся, благодатна, отдаленны, озаренны, златой, брег, склав, сливаяся и др.
Романтическая поэзия часто обращалась к античной мифологии и творчеству древних поэтов, в элегии Жуковского встречаются “филомела” (для поэтического языка характерное обозначение соловья), “Минвана, Альпин” (поэтические влюблённые, кельтская поэзия), “Вакховы пиры”.
Передать настроение лирического героя помогает также интонация: здесь много восклицательных и вопросительных знаков, многоточий.
Данная статья даст идеи для сочинения «Анализ элегии «Вечер» Жуковского», поможет лучше подготовиться к уроку литературы.
Предыдущая