Горечь расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел дружбу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
Тема
Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.
Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство
», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.
Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит ещё встречу со столь близкими по духу людьми.
Композиция
Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.
Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.
В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству
». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.
Стих написан разностопным ямбом, поэт применил все виды рифмовки в данном произведении.
Жанр
Произведение написано в жанре дружеского послания, столь любимого Пушкиным в начале его творческого пути.
Средства выразительности
Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них метафоры («прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине», «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы
»), эпитеты («последние мгновенья», «верный круг», «милыйбрат», «в счастливой тишине», «родимого ручья
»), олицетворения («внимает наш пенат».).