Стихотворение А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» написано им во время южной ссылки. До сих пор оно остается загадкой для исследователей. Предлагаем краткий анализ «Редеет облаков летучая гряда…» по плану. Данный разбор можно использовать при изучении стихотворения на уроке литературы в 9 классе.
История создания
В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен на службу в южные губернии, этот период его жизни исследователи называют южной ссылкой. Поэт посещает Крымский полуостров, знакомится с красотой местной природы. В конце 1820 года по приглашению друзей он приезжает в имение Каменка под Киевом. Мягкая южная природа навевает воспоминания о посещении Гурзуфа, что выразилось в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…». В нём поэт говорит о «юной деве»
. Кого Пушкин имел в виду, для ученых – до сих пор загадка. Предполагается, что это могла быть дочь генерала Раевского, с семьёй которого поэт путешествовал по Крыму и Кавказу в начале своей ссылки.
Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины»
. И завершает также словами, обращёнными к ней: «И дева юная во мгле тебя искала и именем своим подругам называла»
. Ночное светило – некий символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.
Элегия была напечатана в альманахе “Полярная звезда” в 1824 году. Поэт просил при печати исключить три последние строки, чтобы не было упоминания о любви, таким образом оберегая от слухов и догадок свои чувства.
Тема
Тема стихотворения – красота юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, и сладостно шумят полуденные волны»
, и связь с античной историей этих мест. Главный герой вдохновлён этой красотой, его воображение рисует картины, но он не достигает полного единения с природой. Он – романтик, который ищет идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстаёт в образе таинственной юной девушки: «И дева юная во мгле тебя искала»
. Таким образом, тема любви обозначена лишь намёком.
Композиция
Условно стихотворение можно разделить на три смысловые части.
Начало – описание природы южной осени. Но лирический герой видит перед собой не Каменку, а Гурзуф: вечер, морской залив, тёмные горы. Он обращается к звезде, которая уже ярко светит на небе. «Звезда печальная, вечерняя звезда!»
– обращается он к светилу.
Далее идет игра воображения героя, который представляет себе «мирную страну»
, описывая её красоты.
Заканчиваются стихи упоминанием о загадочной юной деве.
Жанр
Литературоведы относят это стихотворение к жанру романтической элегии. Стихотворение состоит из шестнадцати строк. Размер – шестистопный ямб с пиррихиями. Используется точная (равнины – вершины, светило – мило), неточная (вознеслись – кипарис, лень – тень), мужская (гряда – звезда) и женская (волны – полный) рифмы; рифмовка – парная ААВВ.
Средства выразительности
Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черных скал»
, «стройны тополы»
, «нежный мирт»
, «полуденные волны»
. Одухотворённость природы передают метафоры: «редеет облаков летучая гряда»
, «задумчивую лень»
, «увядшие равнины»
, «дремлющий залив»
, олицетворения: «…слабый свет…думы разбудил»
, «…дремлет нежный мирт»
, «…сладостно шумят…волны»
, «…на хижины сходила ночи тень»
.
В своей совокупности художественные средства, использованные поэтом в стихотворении, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, а с другой – атмосферу античного мира и таинственность любовного чувства.
Предыдущая