Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского

Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского

Поэму А. Т. Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. В центре произведения мотив дороги, написано оно под впечатлением от путешествия по Советскому Союзу. Поэтические строки Александра Трифоновича понятные, простые и вместе с тем богатые и разнообразные. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.

История создания

Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции журнала “Новый мир” он совершил долгожданную поездку. Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания; много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью – даль”.

Тема

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетается с описанием природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, с философскими размышлениями о жизни, истории, с личными воспоминаниями. Писатель поднимает проблемы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено теме творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет одного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика, хотя лирический герой, соотносимый с личностью автора, присутствует. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Композиция

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии – где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до Владивостока, который становится конечным пунктом.

Жанр

Произведение относится к жанру поэмы. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы, её называют лирико-философской эпопеей. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в окончательном издании вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Поэма написана четырёхстопным ямбом.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный: помимо эпитетов, метафор и олицетворений в произведении много пословиц, поговорок, фразеологизмов, устоявшихся выражений народного характера, используется лексика высокого стиля, фольклорные образы. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу, литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, что обусловлено привлечением разнообразных тропов и стилистических приёмов.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева
Спринт-Олимпик.ру