Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение Пушкина “Цветок” занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ “Цветок” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углублённого объяснения темы.
История создания
В 1828 году, когда было написано стихотворение “Цветок”, Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге по разрешению императора. Однако город быстро ему наскучил, да и сложные жизненные обстоятельства не располагали к веселью. К тому же поэт понимал, что пришло время прощания с беззаботной юностью. Все это и стало причиной написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения.
Его напечатали уже в 1829 году в журнале “Галатея”.
Тема
Стихотворение посвящено любви, которая может окончиться разлукой. Чувства в любом случае мимолетны, поэтому нужно ценить то время, которое проведено с любимым человеком. Основная тема – быстротечность любви и ценность каждой минуты счастья, которое отпущено человеку.
Композиция
Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остаётся только цветок между книжных страниц.
Образ влюблённой пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает ещё больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.
Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.
Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.
Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. С его помощью он напоминает о том, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не следует тратить её попусту.
Жанр
Это лирическое стихотворение, где Пушкин, с одной стороны, рассуждает на вечные темы, с другой – передает ту эмоциональную напряжённость, которую вызывает в главном герое его находка.
Средства выразительности
Используя классические художественные приемы, Пушкин создаёт и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:
- Эпитеты –
“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”
. - Метафоры –
“душа наполнилась мечтой”, “где их уголок”, “или они уже увяли”
. - Сравнение –
“как сей неведомый цветок”.
Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не даёт точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь, с одной стороны, и печальную разлуку, с другой, даёт возможность читателю найти свои ответы. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце лирического героя, переданы удивительно точно.
Предыдущая