Произведения Михаила Васильевича Исаковского на редкость лиричны и просты для восприятия. Неудивительно, что многие из них положены на музыку. К разряду таких произведений относится и стихотворение «Родное», полное любви и восхищения родными местами. Предлагаем краткий анализ стихотворения «Родное» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку литературы.
История создания
Судьба редко баловала Михаила Васильевича, и всем, чего он достиг в жизни, он обязан исключительно своему таланту и целеустремленности. Родиной поэта стала небольшая деревушка Глотовка Смоленской губернии, где он появился на свет в бедной крестьянской семье.
Денег на образование детей у родителей не было, однако природа щедро наградила Михаила, который самостоятельно выучился грамоте, научился писать и читать. В возрасте 11 лет у него появилась возможность посещать школу, которую он окончил спустя два года, получив по всем предметам отличные отметки.
Стихотворение «Родное» как раз посвящено родной деревне Глотовке, в которой прошли детские и юношеские годы Исаковского. Пусть они не были легки и безоблачны, однако для каждого детство является счастливой порой, которую так приятно вспоминать.
Точная дата написания стихотворения «Родное» неизвестна.
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Центральная тема произведения – любовь к малой родине, которая имеет большое значение для каждого человека. Для кого-то это шумная городская улица и знакомая дорога в школу, для кого-то – бескрайние степные просторы, раскинувшиеся сразу за родительским домом.
Для лирического героя это сосновый лес и небольшая извилистая речушка. Это родная деревенька, где знаком каждый двор, каждый куст. Автор с большой любовью описывает дорогие сердцу пейзажи. В его словах остро чувствуется ностальгия по давно ушедшим дням, когда он был беззаботным мальчиком, который бегал по лесным тропинкам, собирал спелые орехи и весело гонял гусей во дворе.
Старшее поколение автор ненавязчиво призывает вспомнить о своей малой родине, а молодому – дает понять, что нужно с большой бережностью относиться к своим родным местам, ценить и любить их. Куда бы ни закинула судьба, даже в самых дальних краях в воспоминаниях будет храниться тот маленький островок родной земли, где прошли лучшие детские и юношеские годы.
Композиция
Композиция произведения отличается простотой, стихотворение можно поделить на три условные части.
- В первой части автор с большой любовью описывает живописные пейзажи родных мест. Создается ощущение, что он неспешно прогуливается по лесным тропинкам, наблюдая за природой, любуется «желтолистой рекой», петляющей между оврагами и обрывами.
- Во второй части автор дает описание деревенского быта. Это и любимая школа, за стенами которой прошли счастливые отроческие годы, и «гусь степенный», который копошится в луже, и табун лошадей, пасущихся у лесной опушки. Эти наблюдения за укладом жизни села указывают на ностальгические воспоминания автора.
- В третьей части автор обобщает вышесказанное – все, что он с такой любовью описал, является его родиной.
Жанр
Произведение М. В. Исаковского написано в жанре лирического стихотворения. Автор с большой любовью описывает природу, он очеловечивает ее, относится к ней, как к живому организму. Любование пейзажами вызывает у лирического героя прилив радостного чувства, природа вдохновляет его и очищает.
Стихотворный размер – хорей, с применением перекрестной рифмовки.
Средства выразительности
Поэзия Михаила Исаковского отличается выразительностью, мелодичностью, лиричностью. Не стало исключением и стихотворение «Родное», написанное простым и понятным языком, без двусмысленных фраз и сложных для восприятия метафор.
В своем произведении поэт использует такие средства художественной выразительности как метафоры («облачные щелки», «пальцы ивняка
»), эпитеты (« гусь степенный», «
спелые орехи», «рябиновые вехи», «раскосые лучи
»), олицетворения («танцуют белки», «стонет безголосая метель
»), сравнения («словно сельский агроном
»).