Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.
История создания
Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своём имении, к его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал прекрасные поэтические строки. Но визит к своей тёте она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.
Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин ещё со времён своей ссылки в имение родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от неё цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в её альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.
При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она всё же была напечатана в журнале “Современник”.
Тема
Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвящённая как раз встрече с Анной Керн.
Композиция
В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.
Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной всё ещё впереди, на смену первым цветам придут ещё более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с её снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.
Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.
Пушкин использовал в данном стихотворении свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учётом шестистрочности стихотворения, в нём оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берёт парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.
Жанр
“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на неё.
Средства выразительности
Несмотря на свой скромный размер, произведение насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:
- Эпитеты –
“роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”
. - Метафоры –
“последние цветы”, “разлуки час”
. - Антитезы –
“последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
- Сравнения –
“разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
- Олицетворение –
“мечтанья пробуждают”.
Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.
Предыдущая