Несколько лет в лагерях не сломили Заболоцкого – напротив, настроили его на философский лад. Свои идеи он облёк в поэтическую форму. Краткий анализ “Я воспитан природой суровой” по плану поможет понять, что именно хотел сказать поэт своим современникам и потомкам. Использовать его можно на уроке литературы в 8 классе.
История создания
Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалёку от Казани. Однако долгое время он не ценил всю прелесть природы, не понимал её красоты и очарования. Всё изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особым чувством, И эта трепетность переключилась и на природу.
Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал свои ошибки и поэтически переосмыслил отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.
Автор подчёркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишён.
Тема
Своё произведение Николай Алексеевич с трепетом посвящает родной природе, её неповторимой красоте и очарованию. Он восхищается самыми простыми картинами просто потому, что это родина, а она всегда прекрасна. И простота – это часть очарования русского пейзажа, а никак не его недостаток.
Композиция
Заболоцкий создал одночастное стихотворение, состоящее из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.
В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчёркивает мысль, что именно северные края стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.
Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчёркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.
Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведённой на ромашковом поле под звёздным небом, а четвёртая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.
Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать её частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.
Он говорит, что новые знания о том, что всё вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире своё истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.
Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмовкой, который делает ритмику стихотворения более напевной и придает ей естественное очарование.
Жанр
Это произведение написано в жанре лирического стихотворения: лирический герой говорит о красоте природы и о своих чувствах к ней, рассуждает об окружающем мире и восхищается им.
Средства выразительности
Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:
- Эпитеты –
“суровая природа”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля”
. - Метафоры –
“пуховый шарик”, “твёрдый клинок”, “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течёт сквозь листы”, “звёзды заливают лучами кусты”
. - Олицетворение –
“ручей, задыхаясь, поёт”
.
Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в своё стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удаётся действительно передать все свои ощущения и эмоции.
Предыдущая