Природа родного края всегда служила источником вдохновения для многих поэтов. Не стал исключением и Аполлон Николаевич Майков. Его стихотворение «Поле зыблется цветами» является прекрасным образцом пейзажной лирики, в котором в полной мере раскрывается красота природы. Предлагаем краткий анализ «Поле зыблется цветами» по плану, который пригодится при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
История создания
Стихотворение написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в пору творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве всё чаще стали проступать глубокие философские темы. Но вместе с тем поэт не переставал писать невероятно трогательные лирические произведения, среди которых особенно выделяется стихотворение «Поле зыблется цветами».
Оно было опубликовано в No9 популярного литературного журнала «Отечественные записки». В этом же году стихотворение было издано в книге под названием «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».
Тема
Центральная тема произведения – восхищение чудесным весенним пейзажем, который олицетворяет собой молодость и светлые надежды на будущее. Именно благодаря этим мечтам и надеждам человек наполняется внутренней силой и жизненной энергией, они «окрыляют» его, давая возможность творить.
Автор учит, что нужно уметь видеть всю красоту и очарование окружающего мира – только так сердце может наполниться искренним восторгом и радостью. Тесное взаимодействие человека и природы, их единство – главная мысль произведения.
В стихотворении центральными являются несколько образов: лирический герой, молодые надежды и жаворонки, чье пение разносится повсюду. Автор рисует умиротворяющую картину: поле, усыпанное душистыми цветами, и по-весеннему яркое небо, излучающее «света волны
». Мелодичные трели жаворонков ассоциируются у автора с «надеждами молодыми
».
Лирический герой сопоставляется с образом самого автора, точно отображая его внутреннее состояние. В период написания стихотворения Аполлон Николаевич был счастливо женат, занимал пост в Министерстве финансов, всячески поддерживал начинающих поэтов и писателей и был полон надежд на светлое будущее.
Произведение вызывает самые чистые эмоции: автор призывает полюбоваться миром глазами ребёнка, еще не познавшего разочарований и горечь утрат. Именно так себе и представляет Майков молодые таланты, которые только делают первые шаги в творчестве. Их главной силой является молодость и нерушимая уверенность в собственных силах.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший и условно разделено на две смысловые части. В первой части произведения автор любуется природой, красотой весеннего пейзажа. Во второй части он предаётся мечтам и грёзам, которые навевает волны света и звонкие трели жаворонков, парящих в небесной лазури.
Ритм стихотворения приближен к разговорному из-за пропусков ударения. Почти все предложения заканчиваются многоточиями, благодаря чему создаётся ощущение недосказанности, невозможности выразить словами всё, что чувствует лирический герой.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Жанр
Произведение написано в жанре лирического стихотворения. В стихотворении очень яркое эмоциональное начало. Описание природы даётся через призму переживаний лирического героя.
Средства выразительности
Для придания выразительности образам поэт использует широкий спектр художественных средств, среди которых пальма первенства принадлежит метафорам («в небе льются света волны», « тешат сердце мне приветом
»).
Красочные эпитеты («вешние жаворонки», «молодые надежды»
) помогают передать красоту природы. Олицетворения («надежды тешат», «взор мой тонет
») как нельзя лучше отображают надежды и мечты лирического героя.
Большой интерес представляет и интонационный рисунок произведения. Обилие многоточий создаёт впечатление недосказанности; кажется, что лирический гнерой не в состоянии выразить словами всё, что чувствует.
В произведении гармонично переплетаются пейзажные и философские мотивы, которые отображены в прекрасных метафоричных образах.
Предыдущая