В биографии А.С. Пушкина есть периоды, когда поэт не по своей воле оказывался оторванным от привычной жизни и любимого круга друзей. В это время он создал произведения, наполненные страданием и надеждой. Находясь в ссылке в селе Михайловское Псковской губернии, он написал стихотворение «19 октября »(1825 г.). Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» (1825 г.) по плану.
История создания
А. С. Пушкин был в числе первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель и поэт Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы, поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.
В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.
Тема
В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.
Лирический герой стихотворения одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что, в то время как он пьёт в одиночестве, друзья вспоминают о нем на берегах Невы. Герой беспокоится за товарищей: все ли пришли.
Далее он начинает вспоминать о самых близких друзьях. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми перифразами: «кудрявый наш певец»
, который теперь в Италии «тихо спит»
(о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный»
(о путешественнике Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей»
. В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей»
. Напоследок автор с горечью представляет, как в далёком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».
Главная мысль произведения: – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
Композиция
Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нём можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала Лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.
Жанр
Жанр – дружеское послание: лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии. Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «с огнем в очах», «он тихо спит»
(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Эмоциональной выразительности строкам придает интонация.