Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри – какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри – какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
История создания
В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями в него вошло и стихотворение «Посмотри – какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.
Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.
Тема
Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри – какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.
Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.
Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного к неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.
Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.
Стих можно отнести как к пейзажному, так и к философскому виду лирики.
Композиция
Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.
Первая часть произведения охвачена «сонным» настроением, все образы – статичны. Идея сна, столь любимая Полонским, преобладает в произведении. С его помощью автор будто вводит читателя в состояние транса, глубокой расслабленности.
Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он «в небе ходит
», освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим «фосфорическим
» лучом.
Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем – прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с использованием парной и кольцевой рифмовки: ААБВВ БГДДГ.
Жанр
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, оно наполнено очарованием лирического героя ночным пейзажем.
Средства выразительности
При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов («сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический
»), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.
Также в стихотворении присутствуют метафоры ( «в тесном сонме»), сравнения («месяц невидимкой»,) и олицетворения («
месяц… без приюта в небе ходит
»), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.