Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилёва

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилёва

Творчество Н. Гумилёва сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором поэт описывает своё отношение к России во время и после революции. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилёва неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столпы ».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилёв использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилёв подробно описывает звуки, которые слышатся в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, так как символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Герой умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удаётся. Трамвай подвёз пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мёртвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее герой замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь её голос не слышен. И герой предполагает, что девушка умерла. В её смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошёл «представляться Императрице». Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилёв выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространённой в литературе первой половине ХХ века, однако произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нём представлены невёселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно разностопным дольником. Н. Гумилёв использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры «он заблудился в бездне времён», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение «лицо, как вымя».

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Капитаны» Гумилёва
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Жираф» Гумилёва
Спринт-Олимпик.ру