Н. С. Гумилёв с детства грезил о дальних краях. Повзрослев, он осуществил свою мечту, мотивы же путешествий появились в его творчестве задолго до того, как поэт побывал в экзотических странах. Стихотворению о мореплавателях посвящена эта статья. Изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Капитаны» по плану.
История создания
Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилёва. Поэт создал его, когда гостил у своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле в 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.
Существует мнение, что «Капитаны» – коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилёв работал над стихами, запираясь в комнате, чтобы ему не мешали. После напряжённого творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.
Тема
В стихотворении автор раскрыл тему морских путешествий, характерную для литературы эпохи романтизма. В центре произведения образ моряка. Он собирательный и многоликий, в каждом произведении цикла открывается его определённая грань.
В первой части создается обобщённый образ капитана. Это смелый, сильный человек, который всегда готов бросить вызов морской стихии и отметить на карте «дерзостный путь»
. Лирический герой восхищается опытным мореплавателем, который не боится мели и урагана. Капитан – настоящий лидер, который быстро справляется с бунтом на борту. Стоит ему вытащить пистолет, как его команда прекращает бунтовать и начинает слаженно работать, штурмуя безумствующее море.
Вторую часть Н. Гумилёв посвятил всем путешественникам и первооткрывателям. В ней он перечисляет имена наиболее известных мореплавателей. Он не забывает ни об одном поколении смельчаков, упоминая даже о людях «на первом плоту»
. Поэт уверен, что этим людям опостылели родные края, поэтому они и отправились на поиски приключений.
О пребывании моряков на суше автор рассказывает в третьем произведении цикла. Создано оно в духе пиратских романов. Причалив к берегу, моряки спешат в таверны, где за бутылкой сидра рассказывают о том, что видели в далёких краях. Гулянья продолжаются «от заката до утра»
. Моряки, привыкшие к свободе, не прочь порезвиться и за пределами таверны. Они затевают драки, продают знатным иностранкам обезьянок и играют в карты. Веселье прекращается, как только покорители морей слышат рупор капитана.
Четвёртая часть основана на легенде о Корабле Летучего Голландца. Согласно преданию, он сотни лет бороздит морские просторы. За штурвалом корабля-призрака капитан с окровавленной рукой, а члены его команды бледны, «как смерть»
. Автор уверен, что таинственный капитан указывает путь, ведущий к краю моря.
Композиция
«Капитаны» – цикл, состоящий из четырёх стихотворений, каждое из которых посвящено определённому аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из строф-четверостиший.
Жанр
Условно жанр стихотворения можно определить как – элегия, ведь лирический герой грезит морскими приключениями. Это романтический лирический цикл. Произведения цикла отличаются с точки зрения стихотворного размера: первое написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем, четвёртое – четырёхстопным ямбом. В тексте используется перекрёстная рифмовка АВАВ.
Средства выразительности
Чтобы оригинально интерпретировать тему путешествий и приключений мореплавателей, Н. Гумилев использовал средства выразительности. Они же помогли создать собирательный образ отважного моряка. В тексте есть метафоры – «солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина»
; эпитеты – «быстрокрылые корабли», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная ночь»
и сравнение – «как смерть, бледны его товарищи».