Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” А. А. Ахматовой стало одним из первых известных произведений тогда ещё молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и всё это отразила в поэтической форме. Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чём она мечтала и молилась.
История создания
К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своём имении в Слепнёве. Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но всё же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку всё ещё испытывала к Гумилёву глубокие чувства.
Тема
Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая её уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях. Но всё же она хотела бы стать действительно спокойной, и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.
Композиция
Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.
Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”
, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.
Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.
Жанр
Это лирическое стихотворение, которое описывает чувства лирической героини, её душевные метания и желание обрести спокойствие.
Средства выразительности
В этом стихотворении поэт использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие средства, как:
- Эпитеты –
“ненужная тревога”, “жёлто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”
. - Метафоры –
“утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”
. - Инверсия – “
и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни
“.