“Кинжал” относится к числу самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Оно является литературной отсылкой к одноимённому стихотворению Пушкина и к “Поэту” Лермонтова. Краткий анализ “Кинжал” по плану, который даёт общее представление о нём, можно использовать на уроке литературы в 10 классе.
История создания
Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был ещё инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и всё чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Её выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.
Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова: история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает: по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “кинжал поэзии”
, но только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.
Тема стихотворения
Итак, говоря о предназначении поэта и поэзии – а это и есть основная тема произведения – Брюсов высказывает мысль, что поэт бессилен что-либо изменить, если в народе нет желания сбросить с себя тяжкое ярмо. В то же время он говорит о том, что когда такое желание появляется, нельзя оставаться в стороне: слово должно как разить врагов, так и поддерживать революционеров. Это совершенно естественно для поэта, который просто не может остаться в стороне.
Произведение относится к гражданской лирике, поскольку в данном произведении Брюсов открыто высказал свою позицию, определил свой взгляд на общественное предназначение поэта.
Композиция
Брюсов развивает свою идею четко и последовательно, формируя линейную композицию. В первой строфе он высказывает мысль о том, что поэт должен быть с народом в момент борьбы, а во второй замечает, что когда в людях нет “ни дерзости, ни сил”
, лучше уйти в поэтические эмпиреи. Даже несмотря на ненависть к правящему строю, нужно копить силы до того момента, пока народ не поднимет голову – и тогда помогать ему разящим словом. Именно эта мысль высказывается в последней строфе, завершая композицию.
Эти стихи написаны ямбом, причём в первых трёх строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырёхстопный. Это делает стих более чётким и ёмким.
Жанр
Это произведение написано в жанре оды, относится к гражданской лирике. Стихотворение наполнено торжественным звучанием, много слов высокого стиля.
Средства выразительности
Чтобы сделать своё произведение убедительным, поэт использует достаточно традиционные художественные средства:
- Эпитеты –
“былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”
. - Метафоры –
“шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”
.
Очень важна и такая особенность стихотворения, как обилие пафосной лексики. Брюсов намеренно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы четко высказать читателю свою позицию.
Предыдущая