Несмотря на то, что зима была любимым временем года И. Анненского, стихотворение “Снег” наполнено печалью. И краткий анализ “Снега” по плану поможет понять, почему. Это образец пейзажной лирики с философскими мотивами начала XX века. Анализ можно использовать при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
История создания
Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.
Тема
Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые испытывает лирический герой в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времён года – это всего лишь иллюзорная попытка человека уйти в выдуманный мир. И всё же он любит этот мир и вспоминает о нём с ностальгией.
Композиция
Это стихотворение разделено автором на две части. Первая полностью посвящена зиме как тому времени года, которое стало тяготить автора. Больному человеку трудно радоваться снегу, который мешает ему выходить на прогулку.
Вторая часть говорит о весне – даже на пороге смерти лирический герой не может не вспомнить о том, как прекрасно пробуждение природы, особенно по сравнению с тем, что он видит за окном сейчас.
Написано произведение анапестом с перекрёстной рифмой, который как нельзя лучше передаёт горечь, которую испытывает человек, чувствующий, что жить ему осталось недолго.
Жанр
Это лирическое стихотворение: через образы природы лирический герой делится своими размышлениями о смерти и сущности человека, своими чувствами и переживаниями.
Средства выразительности
Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:
- Эпитеты –
“грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”
. - Метафоры –
“дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”
. - Сравнение –
“точно стада в тумане непорочные сны”
.
Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.
Предыдущая