Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти» Пастернака

Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти» Пастернака

Стихотворение “Во всём мне хочется дойти” – одно из тех, которые автор посвятил глубоко волновавшей его теме: роли поэта в обществе. Краткий анализ “Во всём мне хочется дойти” по плану поможет ученикам 7 класса разобраться в сути идеи, вложенной Пастернаком в это произведение. Разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала на уроке литературы.

История создания

Стихотворение “Во всём мне хочется дойти” написано в сложный для Пастернака период, когда все литераторы ополчились на него, стали оппонентами. И вот в 1956 году поэт пишет стихотворение-размышление о судьбе творчества. Это произведение было создано именно из раздумий о своей судьбе и сути своего творчества.

При жизни Пастернака оно так и не было опубликовано, впервые появившись перед читателем только в 1961 году в посмертном сборнике его стихов “Когда разгуляется”.

Тема

Пастернак всегда много размышлял о творчестве, пытаясь вывести его формулу. И вот в этом произведении он рассматривает составляющие своего творчества, говорит о том, что он стремится к совершенству. И всё же поэт пока не видит себя как по-настоящему талантливого литератора, считает, что ему есть к чему стремиться. И продолжает работать над собой.

Композиция

Состоящее из десяти строф стихотворение разделяется на три части.

Первая – это три строфы, открывающие душу поэта. В них он рассказывает о себе, о том, как именно от живёт и особенно – как творит.

Вторая часть – следующие три строфы – посвящена страсти, которая разгорается между людьми. Эта тема всегда была одной из важных в его творчестве, так что Пастернак отводит ей большое место в этом программном произведении. Его лирический герой – это философ, размышляющий о природе страсти и выделяющий тему любви как одну из главных в литературе.

Третья часть – это завершающие строфы. Проводя сравнение между творчеством и возделыванием сада, поэт, по сути, описывает свои принципы создания стихов. В последней строфе он подводит итог, говоря, что рождённое стихотворение – это и достижение, и тетива, с которой готовы сорваться новые поэтические строки.
Для раскрытия этой идеи поэт использовал свои любимый размер – ямб, в котором в правильной последовательности чередуются двух- и четырёхстопные стихи. Чередуется и рифма – мужская с женской. Благодаря созданному таким образом впечатлению воздушности, кажется, что это произведение – просто мысли вслух.

Жанр

Пастернак вообще отдавал предпочтение такому виду лирики, как философская, и это произведение философское, написанное в жанре лирического стихотворения. Мы видим мысли и чувства лирического героя, размышляющего о природе творчества, его сути и проблемах.

Средства выразительности

Поэзия Пастернака всегда была метафоричной, не отказался он от использования любимого тропа и на этот раз. Но в стихотворении есть и другие художественные средства:

  • Эпитеты “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо”.
  • Метафоры “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука”.
  • Сравнение “стихи как сад”.

Все они работают на то, чтобы выразить самую суть идей поэта, наиболее ярко и в то же время просто донести до читателя свою душевную смуту и показать степень искренности.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Весна» Плещеева
Спринт-Олимпик.ру