«Блажен озлобленный поэт…» – полемическое стихотворение Якова Полонского, выражающее взгляд на поколение ХIX века и роль поэта в обществе. Творчество Полонского относится ко второй половине XIX века и упоминается на уроках литературы в 10 классе. Предлагаем быстро и качественно подготовиться к уроку, используя краткий анализ «Блажен озлобленный поэт» по плану.
История создания
Литература знает немало примеров, когда между поэтами разгоралась полемика на почве актуальных проблем: важность словесного творчества, его роль в развитии общества. В первой половине ХIX века развернулась борьба между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Это стало толчком для написания Н.А. Некрасовым в 1852 году (в день смерти Гоголя) программного стихотворения «Блажен незлобивый поэт…». Создание анализируемого произведения связано с этими событиями.
Я. Полонский не принадлежал ни к одному направлению, но с Некрасовым он вступил в творческую полемику. В 1872 году поэт написал стихотворение «Блажен озлобленный поэт…», отчасти подражая стилистике произведения Некрасова. Существует две редакции стихотворения Полонского. Первый вариант не был принят некоторыми журналами из-за острой критики поколения. Полонский отмечал, что стихотворение направлено не против самого Некрасова, а только против идей его произведения.
Тема
Стихотворение Полонского поднимает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде, и если мастер слова окружён злобой, то и сам он становится жестоким. Такое положение вещей описано поэтом с иронией, а иногда и сожалением.
Лирический герой стихотворения – представитель «детей озлобленного века»
– поколения атеистов, нигилистов, революционеров-народников. С позиции своего поколения он пытается найти в поэте лучшие черты, которые развиваются сообразно нормам морали того времени. “Блажен” (то есть прав) тот поэт, который озлобился на окружающий мир, хотя при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова не останавливается, не опускает руки, он пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушает своего сердца, руководствуется только умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить «мужей солидных»
.
Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского, неподкупный, отвергающий лицемерие. Его сила в отрицании и непоколебимой воле, рожденной, несмотря ни на что, именно любовью. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» – его слова, идеи, даже недостатки и пороки сливаются с идеями и пороками общества. Вместе с народом он “испил яд из общей чаши”.
Композиция
Стихотворение состоит из шести строф: автор последовательно создаёт образ «озлобленного поэта», дополняя его описанием общества, в котором живёт этот поэт.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение; тематически его следует отнести к гражданской лирике, так как автор размышляет над актуальной проблемой общества того времени. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Используется перекрёстная рифмовка АВАВ, а в последней строфе – кольцевая. В стихотворении есть как мужские, так и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует разнообразную палитру художественных средств. Они помогают создать образ поэта и общества, раскрыть проблемы эпохи.
Главную роль играет метафора: «нравственный калека», «дети века», «страдает под ярмом противоречий», «колеблет тьму – зародыши идей».
Дополняется картина эпитетами: «озлобленный поэт», «пророческий стих», «мужей солидных», «невольный крик».
Сравнений в тексте два: «он как титан колеблет тьму», «он… как мы отравлен…».
Средства выразительности подчёркивают состояние лирического героя. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи повторов: “наши, наши” и аллитерации, например скопления согласных «с», «ц»: «Яд в глубине его страстей, спасенье в силе отрицанья»
.