В биографии Пастернака были три женщины, которых можно назвать его музами. Одновременно двум из них посвящено стихотворение «Любить иных – тяжёлый крест…», которое написано в форме монолога-обращения. Изучается оно в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Любить иных – тяжёлый крест…» по плану.
История создания
Историю создания стихотворения следует искать в биографии Пастернака. Первой женой поэта была Евгения Лурье, художница. Она не любила и не хотела заниматься бытом, всё время отдавая творчеству. Борису Леонидовичу пришлось самому заниматься домашними делами. Ради любимой жены он научился готовить, стирать, но надолго его не хватило.
В 1929 г. поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауза. Скромная, миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Как-то он прочитал ей свои стихи, вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Автору понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось это стихотворение.
Тема
В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.
В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к новой возлюбленной. Её преимущество: « прекрасна без извилин», то есть не обладает высоким интеллектом. Поэт считает, что именно это придаёт избраннице прелести: она более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.
Автор считает, что возлюбленная живёт не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная как воздух. В последней строфе поэт признаётся, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть»
и не допускать засорения впредь.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Его можно разделить на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора»
в сердце. Формально произведение состоит из трёх строф.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает над вечной проблемой; в первой строке чувствуется грусть, видимо оттого, что он на себе ощутил этот «тяжёлый крест»
. В произведении есть также признаки послания – обращение к возлюбленной. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использует перёкрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и создания образа идеальной женщины Пастернак использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «любить иных – тяжёлый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть»
. Гораздо меньше в тексте эпитетов: «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость»
. Сравнение одно: «твой смысл, как воздух, бескорыстен»
.