Посвященное, как и многие стихотворения Анны Андреевны, взаимотношениям мужчины и женщины, произведение “Сжала руки под темной вуалью” получилось у Ахматовой особенно пронзительным и глубоким. Краткий анализ “Сжала руки под темной вуалью” по плану покажет ученикам 11 класса, почему. Он используется на уроке литературы для углубленного объяснения материала.
История создания
Современники Анны Ахматовой говорили, что она никогда не любила своего первого мужа Николая Гумилева. Однако, боясь, что поэт исполнит свою угрозу о самоубийстве, она все же дала согласие на брак с ним.
Косвенным подтверждением этого является стихотворение “Сжала руки под темной вуалью”. Оно написано в тот период, когда поэтесса уже была замужем, но посвящено явно не супругу. Личность человека, о котором Анна Андреевна написала столь проникновенные строки, до сих пор не раскрыта. Считается, что он был лишь плодом воображения Ахматовой, которая на протяжении всего своего несчастливого брака хранила верность мужу. Однако ей не хватало настоящих эмоций. Выход, как человек творческий, она нашла в порождении эмоций воображаемых. Они–то и воплотились в стихотворении.
Тема
Посвящено оно ссоре двух влюбленных. Инициатором ее, очевидно, являлась женщина, которая, как это свойственно импульсивным представительницам прекрасного пола, наговорила много лишнего. Заканчивается история печально – мужчина явно не желает видеть возлюбленную.
Композиция
Ахматова использовала простую одночастную композицию, показав читателю зарисовку ссору двух людей, очевидно, связанных любовными отношениями. Стих не показывает, с чего началась эта ссора, но каждая строфа по-своему пронзительна.
Так, первая строфа показывает переживания лирической героини, которая даже побледнела от них. Она сама признает, что виновата – обидела своего возлюбленного.
Что бы она ни сказала, ее слова произвели на него ужасное впечатление – настолько, что даже уходит он от нее шатаясь. При этом женщина, не желая отпускать его, бежит следом до самых ворот – таков сюжет второй строфы.
Третья показывает ее неловкие извинения – она то говорит, что пошутила, то угрожает, что умрет, если ее покинут. Но мужчина только велит ей не стоять на ветру – и эта фраза выражает не заботы, а нежелание видеть свою возлюбленную. Она сделала ему слишком больно, чтобы он мог остаться.
Жанр
Это чудесный образец интимной лирики, ориентированный на женскую аудиторию. Всего в трех строфах Анна Андреевна смогла передать и драматизм ситуации, и переживания обоих героев, но все же она говорит от лица лирической героини, и переживания женщины выписаны куда ярче.
Трехстопный анапест и краткие реплики делают произведение резким, почти репортажным, но в то же время невероятно глубоким.
Средства выразительности
Чтобы не сбить эту резкость, Ахматова использует всего несколько тропов, но все они максимально выразительны. Это эпитеты – “темная вуаль”, “терпкая печаль”
и метафора – “печалью напоила допьяна”
.