Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» изучают в 8 классе. Оно считается пророческим, ведь молодая поэтесса в его строках смогла предсказать свой творческий путь, судьбу своих стихотворений, которые получили широкое признание только после её смерти. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Моим стихам, написанным так рано» по плану.
История создания
М. Цветаева написала анализируемое произведение в 1913 г. На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она пребывала в Коктебеле вместе с семьёй и в личной жизни чувствовала себя счастливой. Тем не менее в русской литературе её творчество не сразу заняло видное место.
До 1913 г. Марина Ивановна успела выпустить три сборника, но признание получил только один. Большинство ранних стихотворений Цветаевой критики-современники считали посредственными, лишенными чётко выраженных идей и далеко не идеальными с точки зрения композиции. Такие отзывы не заставили поэтессу отложить перо. В её душе не угасала надежда на то, что её творчество признают. Как видим, пророчество сбылось.
Стоит вспомнить об известном биографическом факте. Родственники и друзья Цветаевой отмечали, что поэтесса могла предсказывать будущее. Часто она говорила о загадочных вещах, которые позже сбывались. Сама же поэтесса признавалась, что её произведения создавались сами, будто её рукой кто-то водил. Именно так, по её словам, появились и анализируемые строки.
Тема
В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются лирическая героиня и её стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.
Первые катрены – характеристика ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает восприятие произведений их автором и это придаёт описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает стихотворения лучше, чем их «создатель». Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с её пера и врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий порыв, вдохновение поэтессы. Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они творились сами по себе, и удержать их было невозможно.
Лирическая героиня не скрывает, что её произведения не читали и не читают, что они пылятся на магазинных полках. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «драгоценными винами»
. Заканчивается стихотворение оптимистичным утверждениям, что нечитанной пока лирике «настанет свой черёд»
.
Композиция
Произведение создано в форме монолога лирической героини, который делится на смысловые части: рассказ героини о том, как творились её стихи, надежда на то, что её творения будут признаны. Формально оно разделено на три катрена. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения. Вот та стремительность, о которой говорит лирическая героиня. Кажется, что все строки написаны на одном дыхании.
Написано стихотворение пятистопным ямбом. М. Цветаева использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как представляет собой грустные рассуждения на философские темы.
Средства выразительности
Важную роль для создания образа лирической героини и её стихов играют средства выразительности. Тропы, использованные Цветаевой, отличаются оригинальностью.
Преобладают в тексте сравнения – это основной инструмент для характеристики стихов: «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»
. Дополняются описания метафорами – «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам»
и эпитетами – «нечитанные стихи»
.
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Когда эмоции переполняют лирическую героиню, поэтесса использует риторические восклицания. Некоторым строкам выразительность придает аллитерация. Например, динамизма придают слова с согласными «ш», «з», «с»: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет».