Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.
История создания
На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых – невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.
Однако стих «Снега потемнеют синие», написанный Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорогого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.
В этот период им было написано немало произведений, посвящённых Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нём автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдёт, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.
Тема
Центральная тема произведения – описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.
Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.
Момент встречи зимы и весны, когда «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава
», является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передаёт идею преемственности поколений.
Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем – в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.
Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи – именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.
Композиция
Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесёт с собой это время года.
Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.
При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.
Жанр
Это лирическое стихотворение. Произведение, в котором сквозь призму чувств лирического героя очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна.
Средства выразительности
Для описания всего очарования весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.
В произведении встречаются метафоры («свежесть поры любой», «сырая ночь»
), эпитеты («синие», «ольховая», «недвижимая
»), олицетворения («пойдёт строчить трава», «воды зайдут низинами
»).