Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте неё он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» – это диалог между Поэтом и Гражданином, процесс спора двух жизненных позиций. Произведение изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.
История создания
Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарём, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».
Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стихотворение стало предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.
Тема
В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народа, его права.
В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить»
его, но всё напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же бунтарское слово не такое утончённое.
Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.
В последней реплике поэт обосновывает свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шёл в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы»
, чтобы рассказать правду, но слова его считали «чёрной клеветой».
Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших»
. Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.
Композиция
Стихотворение написано в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стих делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку в нём звучат мысли, чувства лирического героя. Мы видим его взгляд на проблему. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ и кольцевую АВВА, некоторые строчки не рифмуются. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.
Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».
Дополняется картина эпитетами «сердце неподкупно», – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса»
и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллитерация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».