Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал, будучи в южной ссылке: произведение отражает его тоску по свободе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится для урока литературы в 10 классе.

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Тема

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырёх- и пятистишия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений». При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Кавказ» Пушкина
Спринт-Олимпик.ру