Владимир Владимирович Маяковский – одна из ключевых фигур в отечественной литературе Серебряного века. Немалый пласт творчества поэта – сатирическое осмеяние пороков общества, которое наглядно продемонстрировано в стихотворении «О дряни». Краткий анализ «О дряни» по плану позволит ученикам 11 класса пройти полноценную подготовку к уроку литературы.
История создания
Будучи, в первую очередь, не только поэтом, но гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от происходивших в ней событий. Он обладал удивительной способностью подмечать все нарывы окружающей действительности и открыто выставлять их напоказ на суд общественности. При этом методы его были зачастую ироничны, неприглядны и весьма негуманны.
Беспощадное перо Маяковского выхватывало самую суть пороков, царивших в обществе и в жесткой и нелицеприятной форме осмеивало их. Очередным подтверждением тому стало произведение «О дряни», написанное поэтом в 1921 году. Пережив свержение самодержавия и ужасы гражданской войны, социум стал привыкать к новым условиям жизни.
Однако далеко не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Мимикрировав в новой обстановке, они по-прежнему исповедовали свои застарелые мещанские ценности. Именно этим людям – мещанам по духу – и посвятил свои строки поэт-бунтарь.
Тема
Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.
Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов. В то время как всякая «дрянь»
пряталась по тёплым углам, пережидая тяжёлые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина»
почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.
Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чём горько сожалеет поэт в своём произведении.
В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет»
в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю».
Всё общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.
В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдётся и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.
Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдаёт себе отчёт, насколько опасно это для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несёт огромную угрозу всей идее коммунизма.
Композиция
Для стихотворения «О дряни» характерно весьма своеобразное композиционное построение: оно состоит из 8 строф разной длины – от одностишия (1-я строфа) до многостишия (28 строк – 7-я строфа). Произведение начинается с хвалебного возгласа поэта, которое в следующий миг сменяется горькой сатирой. Это своеобразный зачин стихотворения.
В следующих 6 строфах Маяковский делится своими соображениями касательно причины «живучести» мещанства в стране Советов. Он ярко и красочно описывает образ типичной мещанской супружеской пары.
В последней строфе – кульминация произведения, гневная речь изображённого на картине Карла Маркса, не выдержавшего махровой обывательщины.
Стихотворение написано, как и многие произведения Маяковского, акцентным стихом (размер тонического стихосложения, при котором количество безударных между ударными может превышать 4 слога).
Жанр
Будучи признанным королем сатирической поэзии, Маяковский написал стихотворение «О дряни» в жанре инвективы (разновидности памфлета).
Средства выразительности
Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности. В первую очередь бросается в глаза обилие грубых, резких слов: «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».
Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».
В качестве гиперболы, доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».
Для повышения выразительности стихотворения Маяковский берёт на вооружение неологизмы, которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».