“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. “Нате!” – это протест автора буржуазному обществу, которое воспринимало его творчество как очередное развлечение. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе, краткий анализ “Нате!” поможет лучше подготовиться к уроку.
История создания
Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: люди страдают, живут в тяжёлых условиях, но есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок”
.
Тема
Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.
Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”
. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.
Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.
Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир”
.
В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок”
тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей”
, и женщина, у которой “белила густо”
. Но они не так пугают его.
Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь”
. Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьёт “бабочку поэтиного сердца”
.
Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был вначале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.
Жанр
Лирическое стихотворение, написано под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.
Он состоит из трёх четверостиший и одного пятистишия. Это акцентный стих (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну). Способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
Средства выразительности
Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры, к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.
Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.
Предыдущая