«Молодость» – прощание М. Цветаевой с прекрасной порой человеческой жизни. Произведение написано незадолго до тридцатилетия Цветаевой, в нём она обращается к своей молодости. Стихотворение, поражающее откровенностью, изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нём, ознакомившись с кратким анализом «Молодость» по плану.
История создания
История создания «Молодости» тесно связана с биографией М. Цветаевой. Удивляет тот факт, что стихотворение было написано 29-летней женщиной. Казалось бы, ещё не время прощаться с молодыми годами. Но судьба Марины Ивановны сложилась так, что поэтесса рано почувствовала себя зрелой женщиной. Ещё не перешагнув 30-летний порог, она уже узнала, что такое потери и разочарования.
В 19 лет Цветаева пережила смерть матери. Вскоре поэтесса вышла замуж, так как мечтала о семейном счастье. Увы, брак просуществовал недолго. Все эти события нашли художественное воплощение в произведении, созданном в ноябре 1921 г.
Тема
Тема произведения традиционная для литературы, но М. Цветаева сумела подать её оригинально. Так как основа его автобиографичная, в нем отчетливо проявляется женское начало. В произведении всего два образа – лирическая героиня и её молодость. Женщина обращается к прошедшим годам то с укорами, то с благодарностью. Этим и объясняется контраст в настроении двух частей стихотворения.
В первой части лирическая героиня отзывается о молодости как об очень неприятном периоде жизни. Она называет молодость чужой. Юные годы ассоциируются у неё с непарным сапожком. Этот символический образ как нельзя лучше отображает семейную жизнь М. Цветаевой, которая признаётся, что её Муза не взяла ничего от молодости. И в этом утверждении тоже есть частица правды: творческий путь Марины Ивановны был нелёгким, её произведения долго не находили признания. Молодость лирической героини не скупилась на беды, поэтому она называет свою молодость морокой и обузой.
В стихах второй части молодость предстает в другом облике. Лирическая героиня жалеет, что приходится отпускать молодые годы. Заметно, что ей не хочется «из ласточек – в колдуньи
». Женщине хочется, чтобы прощание длилось как можно дольше. Она просит молодость: «Постоим с тобой на ветру!»
. Ветер в этом контексте – символ жизненных невзгод.
Во второй части лирическая героиня позволяет себе признаться, что успела пошалить вместе со своей молодостью. Теперь счастливое время она называет золотом, янтарём. Цветаева создает оригинальные символы юности – малиновую юбку и лазоревую шаль. Потанцевав с молодостью напоследок, лирическая героиня отпускает её к другим.
Композиция
В разборе этого стихотворения важно обратить особое внимание на композицию. Произведение построено на контрасте. По смыслу оно делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, тёплое прощание с молодостью. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены. Части стихотворения отличаются настроением.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как это грустные размышления на философские темы. В монологе лирической героини чувствуется грусть и разочарование. Стихотворный размер – пятистопный хорей. В первой части М. Цветаева использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, а во второй – парную ААВВ. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
В стихотворении М. Цветаевой много тропов. Они позволили поэтессе создать неповторимые образы, передать внутреннее состояние лирической героини.
В тексте есть метафоры: «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашёптывала гребнем», «разор души», «пошаливали досыта с тобой»
; эпитеты – «воспалённые глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка»
, сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь, как с любовником с тобой прощаюсь»
и оксюморон: «моя чужая».