Стихотворение “Благовест” А. К. Толстого отражает чувства и воспоминания автора, вызванные колокольным звоном. Это лирическое стихотворение с христианскими мотивами. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.
История создания
Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.
История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очищаясь от злых мыслей и грехов.
Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.
Тема
Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – всё это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил её в своей душе.
Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы ни забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.
Композиция
Это стихотворение состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всём злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.
Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием. Вторая же – это одно развёрнутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании: они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.
Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.
Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в нём отражены мысли и чувства лирического героя, который делится с читателем своими религиозными переживаниями.
Средства выразительности
Для того чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”
– и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”
.
С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.
Предыдущая