Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением себе самому. Это своего рода наставление молодому поколению поэтов и творческих людей. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану, которым можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиска её места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущённым”. Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать своё назначение, выполнить его? Это трудно, но только таким видит поэта лирический герой.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трёх строф, содержащих заветы.

В первой части поэт даёт совет не думать о том, что происходит сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Ещё стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее поэзии в жизни поэта, считает Брюсов.

Жанр

Жанр этого произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стихотворение написано трёхстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрёстный способ рифмовки (АВАВ), рифма женская: точная (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточная (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафоры: “со взором горящим”; сравнение: “паду я бойцом побеждённым”
Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это ещё раз подчёркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Кинжал» Брюсова
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Густой зеленый ельник» Бунина
Спринт-Олимпик.ру