Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва

Обладавший, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилёв посвятил этой способности стихотворение, которое назвал “Шестое чувство”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли поэт вложил в произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа.

Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).

Тема

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы. Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.

И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Жанр

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.

  • Эпитеты “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение “как мальчик, следит”.
Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Капитаны» Гумилёва
Спринт-Олимпик.ру