Любовная лирика – одна из центральных тем творчества Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение «Храни меня, мой талисман» посвящено воспоминаниям поэта об ушедшем чувстве, память о котором он хранил в течение многих лет. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Храни меня, мой талисман» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.
История создания
Во время своей одесской ссылки Александр Сергеевич познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Несмотря на то, что женщина была старше поэта, она смогла привлечь его своей красотой, блестящей эрудицией и тонко чувствующей душой.
Пушкин страстно влюбился в графиню, и она отвечала ему взаимностью, однако у этих отношений не было будущего – Воронцова был замужней дамой. Влюбленным пришлось расстаться, и в память о себе графиня сделала Пушкину прощальный подарок – золотой массивный перстень с драгоценным камнем, на котором была выгравирована надпись на иврите. Александр Сергеевич с большим трепетом относился к этому подарку и искренне верил в его магическую силу.
Исследователям творческого наследия Пушкина так и не удалось установить точную дату написания стихотворения «Храни меня, мой талисман». Предположительно, поэт работал над ним в 1824-1825 годах. Поскольку оно было слишком личным для Пушкина, опубликовано оно было только после его смерти.
Тема
В центре произведения – тема талисмана, подарка любимой женщины, который имеет большое значение для лирического героя. Стихотворение, проникнутое глубоким чувством, напоминает магическое заклинание, которое автор обращает самому себе.
Строчки стихотворения вызывают легкую грусть, поскольку настроение лирического героя весьма безрадостно. Он предчувствует скорые перемены в его жизни, которые вряд ли принесут с собой отраду и успокоение. В предчувствии надвигающейся беды лирический герой с отчаянием обращается к своему заветному талисману, чтобы тот уберег его в дни серьезных жизненных испытаний.
Свое будущее он сравнивает с океаном во время шторма, и надежду на спасении видит лишь в своем обереге, который имеет для него большое значение. При этом автора в равной степени страшит как «лоно скучного покоя
», так и «тревога пламенного боя
».
Лирический герой дает обещание, что навсегда сохранит в себе память о былой любви. В стихотворении не говорится напрямую о даме его сердца и о причинах их разлуки, однако становится понятно, что, несмотря на сильные чувства, возлюбленные не могут быть вместе.
Устав от душевных переживаний и сердечных ран, лирический герой просит свой талисман уберечь его и от терзающих душу воспоминаний. Он хочет оставить их в прошлом и начать новую жизнь.
В произведении автором сделан значительный акцент на талисмане. Он относится к нему, как к некоему живому существу – нежно и трепетно. Этим он демонстрирует свое отношение к женщине, которую некогда любил, и которая преподнесла ему этот подарок.
Композиция
Стихотворение представляет собой монолог в виде обращения к талисману. Фраза «Храни меня, мой талисман», является ключевой, и повторяется в каждом четверостишии.
Произведение не делится на смысловые части, формально состоит из пяти четверостиший – катренов.
Жанр
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано в жанре любовной лирики. Особенность произведения заключается в том, что оно представляет собой не что иное, как письмо-послание, обращенное талисману лирического героя.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Для придания произведению выразительности и особой мелодичности автор использует кольцевую рифмовку, для которой характерно чередование мужской (ударение на последнем слоге) и женской (ударение на предпоследнем слоге) рифм.
Средства выразительности
Для раскрытия всей глубины своих душевных переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них – метафоры («валы ревучи», «лоно скучного покоя
»), эпитеты («пламенный», «чуждые», «сладостный», «священный
»), олицетворения («подымет океан», «грозою грянут тучи»
).