Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолётные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Ещё весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружком “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Тема

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод ещё не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут тёплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворённость, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “ещё”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В её основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стихотворения – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причём кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намёка на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придёт ей на смену совсем скоро.

Во второй части появляется образ степной красавицы, наблюдающей за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с лёгкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочёл для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырёхстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует различные тропы:

  • Эпитеты “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет”.
  • Олицетворения “соловей не смеет запеть“.

К ним добавляется лексический повтор “ещё”, который создаёт синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Ещё майская ночь» Фета
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
Спринт-Олимпик.ру