А. Фет создавал насыщенные пейзажи, в которых воспевал родную природу. Кажется, что с природой он делился своими самыми сокровенными переживаниями. Стихотворение, разбор которого представлен в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ещё майская ночь» по плану.
История создания
История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблён в Марию Лазич, однако покинул её из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но всё же решился создать семью.
Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной поэт не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стихотворения.
Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки её отобразились в последней строфе.
Тема
В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тему. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатлённые в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.
Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается тёмным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов»
.
Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звёздами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.
Есть в стихотворении и символ русской земли – берёзы. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая берёзу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной»
, вероятно, следует понимать Марию Боткину.
В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить»
его. Свою песню он называет «невольной»
, намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения несложная. Оно делится на две части по смыслу: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Формально стих делится на четыре катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение. Главное в нём – эмоциональная передача мыслей и чувств лирического героя. Поэт с восторгом описывает природу, но в некоторых строках, воспроизводящих психологическое состояние чувствуется разочарование, грусть.
Средства выразительности
Весенний пейзаж создаётся при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звёзды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «берёзы ждут»
. В наборе тропов есть и олицетворения. Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня»
.
Для того чтобы передать своё восхищение, А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.
Предыдущая