Стихотворение “Зелёный шум” написано Некрасовым в форме песни – и форма эта выбрана неспроста. Основная мысль произведения – победа жизни над смертью, которые выражены в образах весны и зимы. Краткий анализ “Зелёный шум” по плану поможет ученикам 7 класса понять авторский замысел. Использовать этот материал можно на уроке литературы.
История создания
Идея написания этого произведения пришла к автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который заволакивал всё зелёной пылью и облаками цветочной пыльцы. Именно эти выразительные образы и были использованы поэтом.
Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале “Современник”. В 1864 году поэт издал сборник своих произведений, куда вошёл и “Зелёный шум”.
Тема
Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы. Основной его смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что её отягощает.
Композиция
Некрасов переносит приём психологического параллелизма из содержания в формы, разделяя произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвёртая – истории крестьянина, который приехал с заработков и обнаружил, что с женой “беда приключилася”
(так иносказательно он говорит о её измене). Важно заметить, что крестьянин хотел бы не знать о произошедшем, он мысленно корит жену за то, что она не смогла удержать язык за зубами и сама же ему рассказала, заставила думать об убийстве и точить нож.
В данном случае описание природных явлений используется как обрамление для основной части – истории о прощении. Поэт в своём стихотворении показывает колебания главного героя, который замыслил было погубить изменницу, но приход весны всё изменил, настроил его на совсем другой лад и заставил думать о том, что любовь – это в том числе терпение и умение прощать. А судьёй человеку может быть только Бог – это подчёркивается в последней строфе.
Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от неё великий дар прощения и понимает божий замысел.
Жанр
Произведение написано в жанре баллады. Автор, подражая жанру семейно-бытовых песен о любви и измене, описывает типичную ситуацию, рассказывает реалистичную историю. В произведении есть интрига, вмешательство потусторонних сил (сил природы) в развитие сюжета, что также свидетельствует о принадлежности к жанру баллады.
Поэт использовал для написания произведения четырёхстопный ямб, близкий к песенной форме. А чтобы оно приобрело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмы.
Средства выразительности
Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:
- Эпитеты – “
весенний шум”, “тёплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая берёзонька”, “зелёная коса”, “тростинка малая”, “высокий клён”.
- Олицетворение –
“ветер играючи расходится”.
- Сравнения – “
ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишнёвые как будто облиты молоком”
.
В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?
Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.
Предыдущая