Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал её душу. В стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» автор передаёт красоту мгновения в картине природы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану, который пригодится для урока литературы в 6 классе.
История создания
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблён в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться из-за тяжелого материального положения. О своём решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.
А. Фет всю жизнь хранил тёплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намёк на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Стихотворение было напечатано в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был ещё жив.
Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной лирике.
Тема
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подаёт лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесу один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых трудно разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «всё гудёт и колышется
».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мёртвые листы
» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника, «глашатая медного
». Под образом странника, может быть, и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор ещё надеялся встретиться с ней снова.
Композиция
Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, звук рога и связанные с ним переживания лирического героя. Смысловые части одинаковые по объёму, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя.
Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль чередуется с трёх- и двустопным дактилем. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр
В произведении отражены чувства и переживания лирического героя, его взгляд на мир и природу. Всё это говорит о том, что перед нами лирическое стихотворение.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы»
. Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
Привлекает внимание и интонация. Даже одинокая прогулка по лесу описывается как целая гамма чувств: “шумно, и жутко, и грустно, и весело”, а радость от услышанного звучания рога передаётся при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног».