“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал всё, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.
История создания
Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нём, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчёркивает, что не хотел бы заснуть “холодным сном могилы
” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.
Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Композиция
Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой. Так, в первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством.
Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы.
Тема
Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
Центральной является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.
Ему хочется изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.
Жанр
Это произведение – лирическое стихотворение. Оно отражает мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и самого поэта максимально сближены в данном стихотворении. Поэт также хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.
Средства выразительности
В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:
- эпитеты – “
кремнистый путь”
, “холодный сон”
, “тихий голос
“,“темны дуб”;
- инверсия – “
сиянье голубое
“; - олицетворение – “
пустыня внемлет Богу
“, “звезда с звездою говорит
“; - оксюморон – “
светлая печаль”.
Также в качестве вспомогательных средств выступат вопросительные предложения – “Жду ль чего? жалею ли о чём?
” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
“. Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф.