Стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии” очень иронично, но в то же время доходчиво демонстрирует точку зрения Маяковского на роль поэта в обществе. Краткий анализ “Разговор с фининспектором о поэзии” по плану можно использовать на уроке литературы в 11 классе в качестве основного или дополнительного материала.
История создания
Маяковский написал это стихотворение в знак протеста против закона о налогообложении, который приравнивал поэтов и писателей к обычным рабочим и служащим и ставил их в тупик при заполнении необходимых бумаг, на что поэт также резонно указывает в своем произведении.
Написано оно в 1926 году в форме “разговора”, что позволяет наиболее полно передать эмоции и мысли лирического героя, возмущенного несправедливостью. Маяковский выражал свое возмущение не столько тем, что поэтов заставляют платить налоги, сколько банальностью и приземленностью такого требования.
Тема
Основная тема стихотворения – роль поэта и его поэзии в обществе. То, что лирический герой говорит об этом с человеком, максимально далеким от поэтического мира, подчеркивает ироничность ситуации: он пытается доказать необходимость и сложность своего труда человеку, максимально от них далекому.
Композиция
Это стихотворение последовательно развивает высказанную Маяковским мысль о том, что, с одной стороны, поэтический труд так же сложен и требует затрат энергии, как и любой другой, но при этом невозможно посчитать затраты и издержки, так как они выражаются в основном в вещах нематериальных.
Завершается стихотворение тем, что лирический герой в иронической форме предлагает финансовому инспектору, который продолжает думать, что труд поэта очень легкий, самому начать писать стихи, избавив поэта от бремени слов.
Стихотворный размер – тоническое стихосложение.
Жанр
Это лирическое стихотворение: в нем звучат мысли и чувства лирического героя по поводу очень важной для него темы – роли поэта и поэзии в жизни общества.
Средства выразительности
Несмотря на то, что поэзия Маяковского была экспериментальной, включая саму форму стиха, он также использовал и вполне традиционные приемы и художественные средства.
- Эпитеты –
“деликатное свойство”, “пустующая касса”, “честное слово”, “небывалые рифмы”
. - Метафоры –
“мелочишка суффиксов и флексий”, “касса склонений и спряжений”, “в копеечку влетают слова”, “город на воздух строфой летит”, “словесная руда”
. - Сравнение –
“рифма – вексель”, “рифма – бочка с динамитом”.
Все они используются для того, чтобы убедить непосвященного человека в важности работы поэта и в том, что он заслуживает особого к себе отношения. Тонический стих, характерный для произведений Маяковского, в данном случае подчеркивает мысль о том, что труд поэта не такой легкий, как многие думают.
Предыдущая