Стихотворение “Бабушке” Марина Цветаева посвятила не живой женщине, так как она не знала ни одну из своих бабушек, а портрету своей бабушки. Краткий анализ “Бабушке” по плану поможет ученикам 9 класса понять переживания поэтессы. Он может использоваться на уроке литературы в качестве основного или дополнительного материала.
История создания
Марина Цветаева написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько её бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла. Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причём не столько внешнем, сколько внутреннем. Поэтесса искала духовную связь с женщиной, которая могла передать ей что-то от себя. Она пыталась разобраться в себе, рассматривая портрет и размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.
В момент его написания как раз шла Первая Мировая война, что также не могло не отразиться на настроении стихотворения – оно пронизано тоской о времени, которое ушло, о XIX веке, когда жили галантные кавалеры и дамы.
Тема
Это стихотворение посвящено связи поколений, которая существует, даже если человек давно в могиле – это главная мысль произведения. Именно о ней размышляет лирическая героиня, рассматривая красивую женщину, изображённую художником совсем молодой, когда ей только исполнилось двадцать. В образе юной бабушки она пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф. Первые три строфы поэтесса посвящает тому, чтобы описать внешность бабушки – совсем еще молодой девушки, у которой при этом холодное и неприступное лицо. Создавая ее описание, Цветаева использует обращение “юная бабушка”
, своеобразный оксюморон, подчеркивающий тот факт, что она говорит не о живом человеке.
Эта мысль развивается во второй части стихотворения, где автор говорит о том, что бабушка не принадлежит миру живых. При этом у неё осталось наследие – внучка, которая и размышляет, не достался ли ей “мятежный дух”
как раз от прекрасной женщины на портрете. Поэтесса задается вопросом, исчезает ли с уходом человека всё, чем он жил, или что-то остается в его потомках? Сама Цветаева ощущает родство с бабушкиной душой. Она ищет себя через своего предка, и читатель вместе с ней проходит через все этапы размышлений к выводу, сформулированному с помощью риторического вопроса.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором автор описывает свои мысли и переживания, размышления, связанные со старым портретом. Такой жанр характерен для лирики Цветаевой, которая выражала в поэтическом слове свои эмоции.
Написано стихотворение трёх- и четырёхстопным дактилем, что делает его лёгким для восприятия и очень ритмичным. Перекрёстная рифма подчёркивает эту лёгкость и помогает читателю воспринять эмоциональный настрой произведения, передать настроение максимально искреннего человека (а таким и была Цветаева), который всматривается в себя и пытается понять, кем он является.
Средства выразительности
Стихотворение “Бабушка” насыщено разнообразными тропами, которые работают на то, чтобы передать чувства и идеи, вкладываемые поэтессой в стихотворение. Так, Цветаева использует:
- Эпитеты –
”продолговатый и твёрдый овал”, “чёрное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”
. - Метафоры –
“руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звёзды погасли”
.
Тропы помогают поэтессе создать максимально реалистичный образ своей бабушки, показать читателю не только её внешность, но и характер.
Цветаева также использует в своём произведении аллитерацию и ассонанс, чтобы, с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса, а с другой – создать атмосферу задумчивости, показать, что лирическая героиня серьезно размышляет о волнующих её вопросах.
Риторический вопрос, использованный в конце стихотворения, призван привлечь внимание читателя к основной идее, которую выражает поэтесса.
Предыдущая