Романтическая элегия “Погасло дневное светило”, прекрасное подражание Байрону, занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала.
История создания
Вот какова история создания стихотворения “Погасло дневное светило”. Оно написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию романтизма, сгущает краски, рассказывая о “бушующем океане”.
Море и благодатный край произвели на него неизгладимое впечатление. Пушкин впервые увидел море и впоследствии посвятил ему немало стихотворений.
Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он всё же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.
Тема
Главная тема – невесёлые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности жить в родных краях. Здесь отчётливо слышны мотивы неудовлетворенности, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника. Он тоскует по родине, друзьям и подругам, привычному укладу жизни, но горечь не переходит в отчаяние. Торжественные образы ночного моря, трепетная интонация, недоговорённость, обращённость в прошлое – таковы основные приметы произведения.
Композиция
Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.
Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.
Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.
В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.
Жанр
Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.
Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.
В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.
Средства выразительности
Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии средства выразительности.
- Эпитеты –
“послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”
. - Метафоры –
“мечта летает”, “летает корабль”, ”душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”
. - Инверсии –
“земля полуденная”
, “туман вечерний”, ”воспоминаньем упоенный”, “сердца ран”, “пределы дальние”
.
Также поэт использует устаревшие слова и формы слов, создавая таким образом возвышенный слог (“ветрило”, “полуденный”, “наперсницы”, “очи”, “хладный”, “младость”, “златыя”). Для этого используются и перифразы (“дневное светило”, “моей весны златыя”) .
Предыдущая