В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в стихотворении «Завещание», которое поэт написал, когда находился во второй ссылке на Кавказе. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.
История создания
Стихотворение написано предположительно в 1840 г., когда поэт участвовал в боевых действиях на Кавказе, примерно за год до гибели. Многие считают, что Лермонтов предчувствовал свою смерть, и в строках ощущается некая обречённость, покорность судьбе. На самом деле автобиографических черт в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки, возможно, скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней в юности поэт испытывал самые сильные чувства. Хотя исследователи допускают, что образ героини собирательный.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз приходилось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки» в 1841 г.
Тема
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения лирический герой, который, предчувствуя смерть, обращается к своему земляку. Солдат знает, что жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признаётся сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Всё же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. С горечью вспоминая о расставании, он догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нём. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что её слезы ничего не будут значить.
Композиция
Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. После вступления-экспозиции идёт обращение умирающего солдата к сослуживцу, которое можно разделить на три части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из четырёх строф, что соответствует содержанию.
Жанр
Жанр – послание, так как лирический герой адресует свою исповедь другу. В произведении есть философские и личные мотивы. Стихи написаны разностопным ямбом. Автор использовал два вида рифмовки: перекрёстную АВАВ и парную ААВВ. В тексте представлена только мужская рифма.
Средства выразительности
В стихотворении немного средств художественной выразительности, что объясняется системой образов и особенностями изображённой ситуации. Монолог лирического героя прост, но эта простота помогает читателю понять, что чувствует солдат.
В обращение солдата автор вплёл метонимию: «пустого сердца не жалей»
, эпитеты – «плохи лекаря», «пустое сердце», «умер честно».
Язык стихотворения приближен к разговорной речи, что оправдано, ведь лирический герой – простой солдат.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть многоточия, которые выражают задумчивость героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используется больше многоточий и риторические восклицания.
Печаль лирического героя передаётся и посредством аллитерации. Во многих строках есть слова с шипящими и свистящими согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».