Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Её образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Это послание, которое пронизано душевным теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

Тема

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на её возраст.

Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения простая, линейная. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь» и сравнение «горюешь, будто на часах».

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Вольность» ода Пушкина
Спринт-Олимпик.ру