Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знает любой школьник. Это небольшое произведение с глубоким философским содержанием, размышлениями о смысле жизни. В школе оно изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь, улица, фонарь, аптека…» по плану.

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и приёмного сына. Поэт переживает кризис, он пишет матери, что “вся жизнь людей во всём мире… какая-то чудовищная грязная лужа”. Такой “лужей” предстаёт Петербург в цикле “Пляски смерти”, стихи здесь отличаются особо мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт жил в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализируемое стихотворение. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус. Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего она располагалась возле Мариинского театра.

Стихотворение было включено в цикл «Пляски смерти» и сборник «Страшный мир». Над сборником поэт работал с 1905 года.

Тема

Литература всех времён полна размышлениями о человеческой жизни с поправкой на эпоху и доминирующие общественные взгляды. На рубеже XIX–XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни и смерти зазвучала ещё острее. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» относится к философской лирике. Он показывает жизнь как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий. Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке лаконично, с помощью назывных предложений, описывается место, которое навевает лирическому герою мрачные мысли. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока аптеки, стоящие рядом с каналами, становились местом спасения самоубийц-утопленников. Здесь жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой убеждён в бессмысленности жизни. Её продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. Человек обращает свой взор к каналу в поисках гибели, но и в нём видит отражение беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее о бессмысленности смерти, ведь всё повторится: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Композиция

Анализируемое стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. Формальная организация стихотворения проста – две строфы, которые по отдельности теряют смысл. Особенность кольцевой композиции – зеркальность, почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение; тематическаая группа – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Лирическому герою свойственны отрешённость и беспристрастность. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. А. Блок использует перёкрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее в двух четверостишиях он использует метафору «ледяная рябь канала», эпитеты «бессмысленный и тусклый свет», сравнение «и повторится всё, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом создаётся эффект неторопливого обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи аллите­рации, например глухих согласных «с и т»: Бессмысленный и тусклый свет».

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Незнакомка» Блока
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» Блока
Спринт-Олимпик.ру