Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова

«Несжатая полоса» – одно из самых известных произведений, посвящённых жизни и труду крестьян. В нём изображена картина поздней осени, поле, на котором осталась одна неубранная полоса пшеницы. Школьники изучают стихотворение в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Несжатой полосы» по плану.

История создания

История создания произведения тесно связана с детством поэта. Он вырос среди крестьян. Его отец-помещик был жесток к своим крепостным. Николай Алексеевич с ужасом и жалостью наблюдал за страданием людей и в то же время восхищался их трудолюбием и силой. Порог отцовского дома поэт покинул рано, но увиденные картины навсегда запечатлелись в его памяти и нашли отражение в стихотворениях.

Анализируемое произведение поэт написал в 1854 г. В это время он тяжело заболел и собирался отправиться за границу на лечение. Возможно, это и стало причиной того, что главный герой стихотворения болен. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».

Стихотворение Н. Некрасова впервые было опубликовано на страницах «Современника» в 1856 г. В XIX и XX к нему неоднократно обращались композиторы.

Тема

Вопрос крепостничества остро стоял в первой половине XIX века, поэтому неоднократно поднимался в литературе. Н. Некрасов не мог остаться в стороне. В анализируемом произведении можно выделить широкую тему крестьянского труда времён крепостничества и частную – болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал необычную систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер – связующее звено между ними.

Начинается стихотворение осенним пейзажем, который помогает создать печальную, неуютную атмосферу. И лес, и поля – всё опустело, сбросило одежду. Даже грачи успели улететь. Посреди поля одиноко выделяется несжатая полоса. Автор пишет, что она «грустную думу наводит».

Авторское внимание переключается на колосья, которые беседуют друг с другом. Они скучают, слушая осенние ветры. Грустно склонив головы, колоски купают зёрна в пыли. Поэт характеризует зёрна эпитетом «тучные». Эта деталь подсказывает, что с полосы могли бы собрать хороший урожай. Пока же его собирают только прожорливые птицы.

Колосья удивляются, почему их не спешат забирать с поля. Они сравнивают себя с другими братьями по полю, находят, что не хуже них: «нет! мы не хуже других — и давно в нас налилось и созрело зерно». С каждым днём колоски всё больше удивляются, что пахарь не приходит за ними. Ответ на их вопрос приносит ветер. От его лица ведётся рассказ о пахаре. Н. Некрасов сразу предупреждает, что вести ветра печальные.

Оказалось, что пахарь тяжело заболел. Он трудился, не жалея себя, но работа оказалась не по силам. Портрет крестьянина вызывает у читателя искреннюю жалость. Перед нами изнеможённый крестьянин, который очень исхудал, не может ни есть, ни пить. Его тусклые очи подсказывают, что к крестьянину приближается смерть. В последних стихах Н. Некрасов коротко описывает ещё здорового пахаря, который пел «заунывную песню».

Видимо, герой чувствует, какой конец его ждёт. Образы пахаря и нивы символические. Их можно толковать с точки зрения проблемы поэтического искусства. Под образом крестьянина скрывается умирающий поэт, который печалится о том, что не успеет собрать весь урожай на поэтической ниве.

В стихотворении автор показал, что крестьяне – лишь рабочая сила для помещиков, никто не заботится об их здоровье и судьбе. Таким образом, он утвердил идею необходимости искоренения крепостничества.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).

Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Строки объединены парной рифмовкой ААВВ.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: « руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосёт». олицетворения: «шепчут колосья друг другу», «ветер несёт им печальный ответ». Дополняются картины эпитетами поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зёрна», «заунывная песня» и сравнением – руки, «как плети».

Предыдущая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова
Следующая
Анализ стихотворенийАнализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова
Спринт-Олимпик.ру