Стихотворение Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” относится к достаточно редкому для него образцу любовной лирики, оно наполнено нежностью и искренним чувством. Поэт не возвышает свою возлюбленную, но при этом считает, что она прекрасна именно такой. Использовать краткий анализ “Мы с тобой бестолковые люди” по плану можно на уроках литературы в 11 классе для пояснения материала.
История создания
Роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в своё время был предметом множества пересудов в обществе. В основном потому, что молодой поэт не просто завёл отношения с замужней женщиной, что не считалось чем-то предосудительным – он переехал в дом, где она жила с супругом, образовав очень странную семью из трёх человек. Проблема была в невозможности расторгнуть церковный брак, хотя Иван Панаев, который слыл большим повесой, был не против отпустить жену. Но поскольку это было неосуществимо, друзья просто пришли к соглашению.
Познакомились влюблённые в 1845 году, когда Некрасов и Иван Панаев выкупили журнал “Современник”. Они вместе много работали, в это время состоялось знакомство с Авдотьей, которую поэт сразу горячо полюбил, причём она ответила ему взаимностью. Вскоре Некрасов переехал в соседнюю квартиру, а потом он и Панаевы стали жить общим домом.
Таким образом, к 1851 году их роман был ещё на первом этапе, но сложный характер Авдотьи уже тогда давал о себе знать, что и выразил поэт. Интересно, что впервые стихотворение было напечатано в том самом “Современнике”, которым они владели совместно с мужем Авдотьи.
Всего их осуждаемый обществом роман продлился шестнадцать лет. Причиной расставания послужило трагическое событие – смерть ребёнка Панаевой, отцом которого был Некрасов. Из-за горечи, которую испытывали они оба, поэт и его муза постепенно отдалились друг от друга, а потом окончательно разошлись.
Тема
В стихотворении поэт описывает ссору двух влюблённых людей, которые непременно примирятся. Некрасов выражает мысль, что это естественно – никто не может прожить совершенно мирно, главное – “сердиться открыто
“, чтобы ничего не оставалось невысказанным. По его мнению, примирение тем нежнее, чем острее были разногласия.
Поэт как будто исповедуется, говоря о ссоре, когда она постепенно сходит на нет. Это стихотворение – попытка ускорить примирение.
Композиция
Три строфы этого произведения описывают разные картинки из жизни влюблённых. Первая показывает состояние, которое требуется изменить – когда пара поссорилась и застыла в этом мучительном чувстве, но поэт считает подобное неправильным, что явно выражается дальше.
Во второй строфе поэт обращается к возлюбленной – его лирический герой просит её высказать своё мнение, не спрятав ничего из своих эмоций. Интересно, что лирическая героиня в данном случае показана как человек, любящий поругаться – это следует из выражения “скорее наскучит
“, то есть герой хочет, чтобы ей поскорее надоело ругаться.
И третья строфа снова статична: поэт замирает в ожидании возвращения любви, момента, когда ссора утихнет и нежные чувства вспыхнут ярче. По его мнению, такая любовная проза только улучшает его отношения с лирической героиней, не даёт им застояться на месте.
Жанр
Написано произведение в жанре лирического стихотворения. Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики Некрасова, который описывает “прозу любви
“. Он не делает свою любимую неземным прекрасным существом – нет, она взбалмошна, любит поскандалить, но это только придаёт ей особенное очарование в глазах человека, охваченного искренним чувством. И это очарование он стремится передать в стихотворении. Из-за плавности и напевности разумный и рассудочный взгляд влюбленного мужчины становится ещё более очевидным. Показать его спокойствие во время бурной ссоры помогают также трёхстопный анапест и женская рифма.
Средства выразительности
В основном Некрасов использует эпитеты, такие как “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди”
, и метафоры – “вспышка готова”
, “душу волнует и мучит
“, “возвращенье любви и участья
“. Эти выразительные средства позволяют ему передать не только основную мысль произведения, но и эмоциональный настрой. Речь в последней строфе получается очень плавной за счёт насыщенности шипящими и свистящими звуками.