Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.
История создания
Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.
Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трёх десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.
В этих поэтических строках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею в небольшом, но очень ёмком стихотворении.
Тема
Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.
В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.
Произведение относится к философской лирике: поэт размышляет о высоких материях, подчёркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и чёткому четырёхстопному ямбу со смежной рифмой Тютчеву удаётся вложить в стихотворение максимум своей философской идеи.
Композиция
Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.
В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовётся сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке всё же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.
Таким образом, Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос: необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.
Жанр
Это лирическое стихотворение: в нём отражены раздумья лирического героя на тему, очень важную для него – роль поэтического слова в жизни людей.
Это произведение не зря иногда называют стихотворным афоризмом – мысль в нём выражена максимально ёмко, полно и кратко одновременно.
Средства выразительности
Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных средств – развернутое сравнение “как нам даётся благодать
“, метафора “слово наше отзовётся
“, анафора “как-как
“, но и стихотворение очень небольшое.
Важную роль также играет использованная в нём возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, её близость к духовному миру.
Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.
Предыдущая